Camelot: Credendo Vides

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Camelot: Credendo Vides » У ворот Города » География


География

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

***

0

2

Логрия (Логрис)
Владения короля Артура. Логрия - не просто географическое название, скорее - понятие, причем достаточно многозначное. В артуровских легендах и романах Англия короля Артура обычно называется «королевством Логрским» или «королевством Логрия» (the realm of Logrys).

Прежде всего Логрия - это старинное кельтское название Центральной Англии (валлийский вариант - Lloegr). С V в. Логрией стали называть область, расположенную к югу от реки Трент и к востоку от реки Северн и находившуюся под властью завоевателей-англосаксов. В том же значении это название употреблялось Васом и Кретьеном де Труа, который превратил Логрию в место действия своих романов. Уже в романах Роберта де Борона и в более поздних прозаических циклах Logres, Loungres - это город, отождествляемый с Лондоном (как пишет профессор Винавер, вследствие ошибки. Некоторые исследователи производят название Лондон London, франц. Londra, лат. Londinium) и от скандинавского слова «lond» («роща»), и от кельтского «londo» («дикий, храбрый»)). Однако сопоставление имен Logrys и London, по мнению И. М. Бернштейна, дает основания и для иной гипотезы: возможно, это формы одного и того же племенного имени, которое по-разному было ассимилировано разными языками, и, по существу, значат здесь город и его владение, носящие в соответствии со старинной традицией одно название.

Логрия рыцарских романов, хотя и идентифицируется с Англией, является прежде всего плодом поэтического воображения, вымышленной страной, сосредоточением приключений и куртуазной любви. Прозаические романы «Вульгаты» и «Поствульгаты» отождествляют Логрию с Опустошенной землей, причем эти циклы отчетливо распадаются на три части, соответствующие трем фазам в истории королевства. Первая - это история Логрии до начала приключения Грааля, она заканчивается тогда, когда Балин Свирепый отправляется в поход, во время которого он нанесет Плачевный удар. Вторая фаза - история Логрии, страдающей от последствий проступка Балина. Третья фаза, начавшаяся счастливой вестью о появлении совершенного рыцаря, который сможет отыскать Грааль и исцелить Опустошенную землю, заканчивается смертью Артура.

Стилизованные приключения рыцарей, скитающихся по Логрии, в целом делятся на три группы: заточение и освобождение; обман и узнавание; ранение и исцеление. По мнению известного исследователя артуровского цикла Э. Бернс, такая повторяемость «характеризует как пассивное состояние Логрии, ожидающий избранного героя, и опосредованно - структуры самого текста, который, как объявлено, обладает авторитетом самого Писания, но при этом попадает в ловушку исключительно мирского сюжета».

Кэдбери-Камелот
Земляное укрепление на вершине холма возле деревни Саут-Кэдбери на границе современных графств Сомерсет и Дорсет.

Крепость, известная сегодня как «Замок Кэдбери» (Cadbury), или Кэдбери-Камелот, возникла, судя по всему, еще в железном веке; впоследствии она оказалась прочно втянута в орбиту артуровского эпоса. Прежде всего его с давних пор связывали с Камелотом; с этим местом связано множество легенд и фольклорных поверий; и наконец, археологические раскопки показали, что эта крепость была заново укреплена в предполагаемый период жизни Артура.

Впрочем, крепости или замка в современном или даже средневековом понимании этого слова здесь никогда не было. Крепостью является сам холм за счет гигантской системы земляных валов, кое-где еще различимых, хотя большая их часть заросла лесом. Четыре земляных вала один за другим поднимаются к круглой площадке площадью около 18 акров, которая находится приблизительно на высоте 160 м над уровнем моря. Мощные валы и рвы расположены по всему склону, под углом в 35 градусов спускающемуся к полям, в настоящее время и склон, и поля заросли кустарником. На округлой площадке на вершине холма выделяется еще одно возвышенное плато, естественный командный пункт, с которого хорошо просматривается вся равнина Сомерсета до Бристольского Канала и хорошо виден расположенный на этой равнине в 12 милях от Кэдбери холм Гластонбери Тор.

Происхождение названия Кэдбери неясно: существует множество холмов и земляных укреплений с тем же названием. Слово «бери» - саксонского происхождения, а «Кэд» походит на часть имени, основанного на кельтском слове «кад» («битва»). Э. У. Вейд-Эванс выдвинул на роль строителя крепости Кэдбери полулегендарного героя Кадви Кадви, или Кадо, которого с Сомерсетом связывает валлийское «Житие св. Каранога».

Неподалеку от холма Кэдбери протекает река Сомерсет-Кэм, одно из предполагаемых мест битвы при Камлане. У западного склона холма рабочие фермы некогда выкопали несколько скелетов мужчин и мальчиков, тесно сдавленных, будто они были брошены в поспешно вырытую братскую могилу.

Первым идентифицировал это место как Камелот английский антиквар XVI в. Джон Лиланд. В своем труде по истории Англии (1544) Лиланд писал о слышанных им рассказах местных жителей, что здесь находился дом Артура Камалат. Лиланд упоминает это название как общепринятое. С другой стороны, он всего лишь строит догадки, основанные на том, что по соседству находится местечко с названием Камел (Camel). Название этой деревни само по себе едва ли можно считать достаточным объяснением, немалую роль здесь сыграл и богатый местный фольклор.

http://shot.photo.qip.ru/101rmFK.jpg
Кэдбери-Камелот.

Плато на вершине холма зовется Дворцом короля Артура. Один из двух находящихся на значительном расстоянии друг от друга колодцев на склоне называется Источником короля Артура. Поверье гласит, что у второго колодца, Источника королевы Анны, можно слышать, как захлопывают ставень на колодце Артура, и наоборот. Это поверье - лишь один из аспектов более общего убеждения в том, что холм внутри пуст. В Кэдбери зафиксирована одна из версий легенды о гроте. В современном ее варианте говорится, что раз в год открываются гигантские врата (по одной версии - железные, по другой - золотые), скрытые в склоне холма, и тот, кому посчастливится, сможет увидеть спящего короля. Согласно другому поверью, в канун летнего солнцестояния и в канун Рождества на холме можно услышать цокот копыт - это Артур и его рыцари выезжают из Камелота, чтобы напиться воды из источника у церкви Саттон-Монтис.

Первым о Дворце короля Артура упомянул Лиланд, а вслед за ним гипотезу о местонахождении Камелота подхватили и другие любители старины. Камелот стал появляться на картах, для того чтобы отличить этот Кэдбери от всех прочих.

Что же касается собственно Камелота, то связан ли с ним Кэдбери, зависит от того, как именно определять Камелот. Камелот рыцарских романов - это город мечты Средневековья, и искать его бессмысленно. Но Камелот почти всегда упоминается как столица короля Артура; о Кэдбери можно говорить как о «крепости Камелот», укрепления которой были обновлены в ходе создания цитадели или штаб-квартиры Артура - гипотетического исторического военачальника.

Археологические раскопки укреплений на холме показали, что крепость существовала еще в железном веке. Некоторое время спустя после оккупации римскими войсками юга Британии холм, очевидно, подвергся штурму. Следы возвращения сюда обитателей относятся ужу к началу V в. Работы по обновлению укрепления начались, согласно археологическим данным, около 460 г. или в последующие два десятилетия, но никак не позднее начала VI в. Самая удивительная находка ожидала археологов в ходе раскопок самого верхнего вала: под слоем земли была обнаружена стена каменной кладки толщиной около 4 м, причем эта стена шла по всему периметру и длина ее составляла почти три четверти мили. Вал был дополнительно приподнят за счет обломков римских строений, и вся постройка была укреплена каркасом из деревянных балок. Подобное сооружение - кельтское, а не римское по стилю - было достаточно сложным, и для возведения его потребовались гигантские затраты труда.

В 1970-е годы, когда было обнаружено это сооружение, возникла гипотеза о том, что оно служило военной базой. Поскольку размах и сложность фортификаций в тот период не имели прецедентов, создание этого сооружения попытались связать с Артуром, которого валлийская традиция представляет как военачальника. Археологи ожидали, что при раскопках других земляных укреплений будут найдены сходные фортификации, однако на территории Англии и Уэльса ничего подобного обнаружить не удалось. Сходные сооружения были найдены в Шотландии, но их размеры гораздо меньше. В 1982 г. Лесли Олкок предположил, что Кэдбери был не военным, а скорее политическим центром, резиденцией верховного короля, в распоряжении которого находились человеческие и материальные ресурсы.

С исторической точки зрения, эта гипотеза поднимает вопрос об институте верховных королей бриттов, который, во всяком случае, формально существовал на протяжении большей части V в. Любопытно, что, согласно хронике Ненния, верховный король Вортигерн пытался отстроить себе крепость на каком-то холме в Уэльсе. Более того, в хронике упоминаются «бревна и камни», те же материалы, что были использованы при возведении укреплений Кэдбери. Хотя история Вортигерна, возможно, и вымышлена, она указывает на то, что «бревна и камни» рассматривались как материал, подобающий для строительства крепости короля. Проект, приписываемый хронистом Вортигерну, в действительности мог осуществить в Кэдбери тот, кто унаследовал его титул. Вполне логично, что археологические открытия в Уэльсе внесли свой вклад в художественную литературу, и Кэдбери превратился в Камелот в романах Мэрион Зиммер Брэдли, Кэтрин Кристиан и Мери Стюарт.

Гластонбери
Небольшой городок в графстве Сомерсет в долине реки Бру, основной достопримечательностью которого являются руины древнего аббатства.

История Гластонбери, теряющаяся в глубине веков, не раз предоставляла благоприятную почву для формирования легенд, как впрочем, и для самых неожиданных домыслов. Связь Гластонбери с событиями артуровского эпоса многогранна: Гластонбери становится местом заключения увезенной Мельвасом королевы в первой версии легенды о похищении Гвиневеры; в Гластонбери была обнаружена могила короля Артура; местное аббатство до некоторой степени связано с Граалем; в аббатство Гластонбери удалились от мира Ланселот и несколько рыцарей из его рода.

http://shot.photo.qip.ru/201rmFP.jpg
Гластонбери Тор

Гластонбери лежит у подножия высокого холма, окруженного целым рядом холмов более мелких. Самый высокий из них, Гластонбери Тор, виден со значительного расстояния, поскольку от Гластонбери до Бристольского канала простирается плоская равнина. На рубеже нашей эры большая часть равнины находилась под водой (окончательно болота здесь были осушены лишь в Средние века); таким образом, Гластонбери Тор представлялся возвышающимся посреди топей островом почти с любой точки. В период, непосредственно предшествующий завоеванию Британии римлянами, на Гластонберийских болотах существовали два кельтских поселения, выстроенных на рукотворных платформах. Согласно данным археологии, артефакты из этих поселков принадлежат к типу Ла Тене (высокоразвитой кельтской цивилизации); здесь были также найдены предметы, которые свидетельствуют не только об экономическом процветании этих поселений, но и о прочных торговых связях с Уэльсом, Ирландией и Бретанью.

Поселения были разрушены в I в. н. э. (судя по всему, в результате нападения извне), но память об этом островке цивилизации среди диких болот - и в прямом и в переносном смысле - могла сохраниться и послужить причиной тому, что это место приобрело два названия, о которых до сих пор еще ведутся споры: Стеклянный остров (Ynys-witrin) и Аваллон.

Некоторые специалисты по этимологии полагают, что первоначальное имя Гластонбери было Glastonia, производное от кельтского слова, означающего «сине-зеленый» или, если точнее, «вайда» - растение, из которого получали сине-зеленый краситель. Вайда действительно до сих пор встречается в этих местах (когда почва была заболочена, ее было значительно больше), название Glastonia, следовательно, означает «место, где растет вайда». Гластонбери возникло в результате искажения этого названия англосаксами: жителей Glastonia они могли называть Glaestingas, а затем присоединить к этому слову byrig («город или населенное место»). Существует также гипотеза, что Glast или Glasteing могло быть именем человека, основавшего это поселение.

Что касается Аваллона, то это легендарное название стали связывать с Гластонбери благодаря Артуру. Считается, что именно Гластонбери было тем местом, куда он отправился, получив последнюю в своей жизни рану. Впрочем, это утверждение не может быть документировано ранее 1191 г., когда монахи аббатства объявили, что обнаружили могилу короля. Гиралд Камбрийский, нормандский историк, многие годы проведший в Уэльсе, утверждал, что Гластонбери с незапамятных времен известно как Аваллон, Остров Яблок, поскольку яблоки росли здесь в изобилии. Однако легкость, с какой название прижилось в этой местности, вызвана прежде всего древними кельтскими поверьями и языческими культами.

Кельтские поверья связывали острова и холмы с потусторонним миром. По-видимому, традиция, рассматривающая Гластонбери как место, принадлежащее потустороннему миру, имеет древние корни. В окруженном болотами Гластонбери видели, очевидно, именно остров. Следует отметить, что старинное словоупотребление допускало для isle, islaand более широкое значение, включающее такие понятия, как «сильно выдающийся мыс», «возвышенность, окруженная болотами», «участок, отрезаемый от остальной суши во время приливов или половодья», и т.д. Следы этих представлений сохранились в некоторых географических названиях, среди них, например, такое, как Порт-Айленд.

http://shot.photo.qip.ru/101rmFX.jpg
Гластонбери Тор и Башня Святого Михаила.

Ynys-witrin (или Ynys Gurtin) - кельтский вариант названия данной местности, относимый ранними хронистами ко времени до захвата VII в. этой местности саксами. Одним из первых, кто попытался установить связь между Стеклянным островом и Гластонбери, был, по всей видимости, уэльский автор Карадок an Лланкарфан. Ynys-witrin действительно переводится как «стеклянный остров», однако неизвестно, насколько слог «Glas» в названии Гластонбери действительно означает стекло (glass). С другой стороны, в повествовании Карадока явно прослеживаются черты легенды: увезший в Гластонбери жену Артура Мельвас наделен чертами властителя нездешней страны. К тому же, остров или крепость из стекла - черты потустороннего мира кельтов (очевидно, это было связано с представлением о том, что стены воздвигнуты из воздуха) - прозрачные и непроницаемые. Таким образом, с потусторонним миром оказался связан и сам Гластонбери, что проложило дорогу для дальнейших ассоциаций Гластонбери с Аваллоном.

Холм Гластонбери Тор окружен целой системой тропинок и террас, значительно стершихся от времени; тем не менее достаточно большие их участки можно проследить и сегодня. Вполне возможно, что они не более чем часть средневековой системы дренажных каналов, однако существует не менее убедительные свидетельства того, что в основе своей эта система была чем-то вроде лабиринта, который мог возникнуть не ранее той эпохи, когда были созданы ритуальные компасы Стоунхеджа и Солсбери. Отзвуками древних ритуалов, возможно, являются также народные легенды, утверждающие, что Гластонбери Тор внутри пуст и что именно здесь находится вход в подземный или потусторонний мир повестей «Мабиногион». В житии корнуоллского святого Коллена приводится рассказ о том, что этот святой якобы действительно побывал внутри холма и попытался изгнать из этих мест короля подземного мира Гвина-ап-Нудда. Башня, которая возвышается сегодня на вершине холма, - это все, что осталось от церкви архангела Михаила, построенной в XIV в. на месте более ранней церкви, разрушенной землетрясением. То, что церковь была посвящена предводителю ангельского воинства, косвенно указывает на поверье, что силы потустороннего мира еще обитают в этих местах, - в какой-то степени оправданное подозрение, если учесть, что в Британии практически неизвестны здания, обрушившиеся в результате землетрясений.

Каким бы ни было его языческое прошлое, Гластонбери пользуется, пусть даже спорной, славой первой христианской общины в Британии. Согласно хроникам, саксы появились в этих местах в 658 г., и тогда здесь уже существовала монашеская община кельтского типа. Впрочем, к тому времени захватчики сами уже были христианами, и община продолжила свое существование под щедрым покровительством королей Уэссекса, мирно объединив братьев разных национальностей. При св. Дунстане, который стал настоятелем монастыря в 945 г., Гластонбери превратилось в крупное бенедиктинское аббатство, а к началу XI в. стало крупнейшим монастырем всей Англии, соперничавшим с одним только Винчестером. Однако ни хроники, ни археологические данные не могут дать однозначного ответа относительно того, когда именно в монастыре возникла первоначальная община.

Составляя около 1130 г. свою хронику, Уильям Малмсберийский прилагает к ней выписку из хартии, датированной 601 г., в которой король жалует общине землю для строительства аббатства, однако вопрос, насколько аутентична эта хартия, остается открытым. Упоминание о монашеской общине у Гильды отодвигает ее создание еще на 60 лет в прошлое, и вполне вероятно, что небольшая община отшельников существовала здесь уже в то время. Можно предположить, что отшельники обосновались на Гластонбери Тор и вокруг него еще до возникновения самого монастыря и что это были скорее всего пещерные братья (то есть Гластонберийское аббатство возникало приблизительно так же, как нынешняя Киево-Печерская лавра).

Тем не менее все связанные с монастырем хроники и легенды утверждают, что на месте, занимаемом сегодня часовней Пресвятой Девы, стояла когда-то церковь столь древняя, что время ее постройки установить уже практически невозможно. Именно вокруг этой церкви и сформировалось аббатство. Уильям Малмсберийский отмечает, что в его время существовало поверье, что эта церковь Девы Марии возведена в первом веке учениками самого Христа. Правда, хронист очень осторожен и не называет никаких имен. Впрочем, уже несколько десятилетий спустя после появления сочинения Уильяма Малмсберийского монахи, проработав этот труд и старинные хартии, отыскали и имя того, кто привел в Британию первых христиан: им оказался Иосиф Аримафейский.

Во времена Уильяма Малмсберийского на историю Гластонбери наложила яркий отпечаток еще одна легенда. Предполагалось, что св. Патрик побывал в Гластонбери и что там даже находится его могила. Жил здесь некоторое время и Гильда, уроженец Уэльса, обретший известность как бретонский историк и проповедник. Именно в «Житии св. Гильды» Карадока ап Лланкарфана появляется в Гластонбери Артур. Среди всего прочего Карадок приводит рассказ о том, как Мельвас, король Сомерсета, увез жену Артура, Гвеннувар, и держал ее в Гластонбери; там же в то время пребывал и Гильда. Чтобы освободить свою королеву, Артур привел войска из Девона и Корнуолла, но его продвижение было замедлено болотами, окружающими Гластонбери. Гильда и аббат Гластонбери выступили посредниками в споре двух королей, добились заключения мира и возвращения украденной королевы. Описанные Карадоком эпизоды, в которых выступает Артур, сходны с теми, какие встречаются в житиях прочих святых, однако это «житие» весьма интересно с точки зрения формирования легенды. Похищение королевы возникает и в рыцарских романах: Мельвас превращается в Мелеганта, а место спасителя занимает Ланселот. В результате раскопок на Гластонбери Тор были обнаружены следы каменных построек, которые датируются приблизительно описываемым Карадоком периодом. Предполагается, что они придают достоверность истории о Мельвасе. Однако вопрос, являются ли они остатками крепостных укреплений, остается открытым.

Иными словами, связь Артура с Гластонбери была установлена еще до Гальфрида Монмутского; Гальфрид вообще оставляет это место без внимания - его остров Аваллон находится совсем не здесь.

Связь аббатства с легендарным королем возродилась в последнем десятилетии XII в., когда монахи объявили, что ими была найдена могила Артура. Хотя обстоятельства этого открытия варьируются в различных источниках, Гиралд Камбрийский дает довольно подробное описание имевших место событий.

В 1184 г. Гластонберийское аббатство было сильно повреждено огнем. В 1191 г., занимаясь восстановлением аббатства, монахи объявили, что обнаружили могилу Артура. Гиралд Камбрийский, судя по всему, был ярым противником расхожего поверья о возвращении Артура, считая его смешным и политически опасным, и настаивал на том, что Аваллон - всего лишь старое название Гластонбери, а Моргана была вполне респектабельной римской матроной, родственницей Артура, которая ухаживала за королем в аббатстве, куда умирающего привезли после последней битвы. Поэтому Гиралда не могло не радовать обнаружение могилы Артура, которая, казалось бы, доказывала, что легендарный король и в самом деле умер. Согласно Гиралду, место могилы было открыто Генриху II старым бретонским бардом - король был, дескать, погребен на глубине 16 футов (около 5 м) на кладбище монастыря.

http://shot.photo.qip.ru/301rmG1.jpg
Руины Гластонберийского аббатства.

По приказу настоятеля монастыря на кладбище были произведены раскопки и обнаружена искомая могила. На дне ее в выдолбленном дубовом стволе покоились скелеты мужчины и женщины. Череп мужчины и тазобедренные кости были исключительно крупными. На черепе виднелись следы десяти ран, включая большую трещину, которая, очевидно, послужила причиной смерти. В могиле находился также свинцовый крест с надписью HIC JACET SEPULUS INCLTUS REX ARTHURUS CUM WENNEVERIA UXORE SUA SECUNDA IN INSULA AVALLONIA («Здесь похоронен прославленный король Артур и Гвиневера, его вторая жена, на острове Аваллон»). Тела с почтением извлекли из могилы и водворили в два гроба, которые в 1278 г. были помещены в мраморную гробницу перед алтарем в главной церкви монастыря. Там они оставались до XVI в., после чего были утеряны в ходе погромов, последовавших за роспуском монастырей по всей Англии. Крест, или то, что считалось крестом, приблизительно в 1542 г. видел Джон Лиланд. Приведенная им версия надписи совпадает с версией Гиралда, за исключением упоминания Гвиневеры. Далее историю креста можно проследить до XVIII в., когда он, по всей видимости, находился в Уэльсе, но затем крест исчез.

В XVI в. антиквар Уильям Кэмден опубликовал рисунок свинцового креста из могилы. Сам крест датируют приблизительно концом X - началом XI в.; надпись на нем гласит: HIC JACET SEPULUS INCLTUS REX ARTHURUS IN INSULA AVALLONIA («Здесь похоронен прославленный король Артур на острове Аваллон») - безо всякого упоминания Гвиневеры. Историки обычно отмахиваются от этой находки, считая ее подделкой.

Нет никаких сомнений в том, что монахи действительно согласились раскопать свое кладбище - следы достаточно глубокой ямы были обнаружены во время археологических раскопок в Гластонбери в 1962 г. Прямоугольник неправильных размеров был выкопан и позднее засыпан возле усыпальницы св. Дунстана в 1180-1190 гг. Такую точность датировки обеспечивают обломки камня, которыми засыпана яма, - это осколки того же камня, из которого была возведена в 1184-1189 гг. часовня Девы Марии. Вряд ли осколки камня оставались на земле в течение длительного времени. Все это указывает на то, что именно из этой ямы в указанное время было что-то извлечено. Вопрос в том, что именно нашли монахи на кладбище своего монастыря.

Существует две прямо противоположные версии. Согласно одной из них, могила Артура - подделка, на которую пошли монахи, дабы привлечь пилигримов и средства, необходимые для восстановления монастыря, повысить престиж своей обители. Но мотив подделки мог быть и политическим. Гиралд Камбрийский заявляет, что раскопки на кладбище были предприняты по приказу Генриха II, которому о могиле Артура рассказал некий бард. На время конца правления Генриха II пришлись серьезные беспорядки в кельтских областях его державы, возможно, связанные с заявлениями, что в лице Артура, внука Генриха II, восстал легендарный король Артур. С политической точки зрения, вполне разумно было показать всему миру, что Артур не восстал и никогда не восстанет, - предъявив его тело. К тому же подобная демонстрация могла существенно ослабить сопротивление Уэльса, который английские короли стремились присоединить к своим землям. Против этой теории свидетельствует выдолбленный ствол. Если скелет был положен в раскопки заранее, а затем выдан за останки Артура, едва ли монахи «обнаружили» бы его в столь странной усыпальнице. Кроме того, данная теория не объясняет, почему для подобной политической акции был избран не Лондон или Винчестер, а аббатство на западе страны. С другой стороны, нет ни одного документального свидетельства того, что монахи вообще предпринимали попытки собрать с помощью своей «сенсации» деньги или использовать ее как орудие пропаганды против Уэльса.

По другой версии, реальный Артур и его жена (возможно, вторая) были действительно похоронены в Гластонбери. По неизвестным причинам похороны были проведены в тайне, а знание о могиле сохранялось в Гластонбери и в кругах валлийских бардов. Свинцовый крест был положен в могилу около 950 г. в качестве опознавательного знака - в этом году уровень старого кладбища был несколько приподнят. В таком случае ствол мог бы быть долбленой лодкой, какими пользовались для передвижения по болотам Гластонбери. Если Артур был похоронен в лодке, это могло внести свой вклад в формирование легенды о том, что умирающий король уплыл на Аваллон на корабле. Впрочем, и против этой теории существует ряд возражений. Если могила короля была изначально известна, то почему эта информация, имевшая немалую политическую ценность для английских королей, появилась не раньше того момента, когда аббатство стало серьезно нуждаться в деньгах? Уильям Малмсберийский, который 60 годами ранее побывал в Гластонбери и попытался изучить историю аббатства, в своей хронике об этой могиле не упоминает. Следующую проблему представляет собой сам крест: или Гиралд неправильно понял надпись на нем, или он и Кэмден видели разные кресты.

Еще одним возможным объяснением является то, что обнаруженная монахами могила не подделка, а настоящая - но это могила не Артура. Они вполне могли раскопать захоронение, относящееся приблизительно к II в. до н.э., когда вождей племен действительно хоронили в выдолбленных лодках. Размеры черепа и костей свидетельствуют о том, что это был могучий воин. Сообразив, как использовать найденное к своей выгоде - или чистосердечно увидев в останках кости Артура, - монахи объявили о сенсационной находке. Подделкой в таком случае является лишь свинцовый крест. Основное возражение против этой гипотезы заключается в том, что ни один из современных археологов не знает, где искать подобные захоронения, и решительно неясно, как и откуда монахи XI в. могли получить информацию о захоронении тысячелетней давности, чтобы затем, не повредив тела, перезахоронить язычников на своем кладбище.

Если могила Артура имела столь большое значение, чтобы затратить столько усилий для ее поддержки, то следовало бы предположить, что жители Уэльса или Бретани попытаются опротестовать ее истинность или, быть может, заявить о находке собственных «могил Артура». И все же ничего подобного, судя по всему, не произошло. В рыцарских романах и фольклорных поверьях известно несколько «камелотов», несколько различных пещер, в которых спит до времени Артур, и т.д. Могила же у короля лишь одна - очевидно, из практических соображений. Вне зависимости от того, действительно ли в Гластонбери был похоронен (или при неизвестных обстоятельствах после временного погребения перезахоронен) истинный Артур, валлийская и бретонская традиции вполне могли согласиться с этим утверждением. История с могилой короля Артура слишком похожа на поддельные хартии, какие с такой ловкостью изготавливали в Гластонбери. Подобные документы едва можно считать подделкой в современном смысле этого слова, скорее они представляли собой попытки задним числом создать обоснование уже существующим поверьям и/или подтвердить документами право на владение землей, которая и так уже находилась в собственности монастыря.

Вскоре после того как была обнаружена могила короля, в атмосферу исключительности вокруг Гластонбери был привнесен еще один элемент, на этот раз - чаша Грааля из наиболее христианизированной редакции этой легенды. В «Иосифе Аримафейском» Роберта де Борона члены общины Иосифа Аримафейского увозят Грааль на Запад, в «Долины Аварона». «Аварон», вероятнее всего, соответствует «Аваллону», но равно вероятно, что Роберт де Борон имеет в виду равнины Сомерсета. Из легенд или «Деяний королей Британии» Гальфрида Монмутского Роберт де Борон мог почерпнуть название местности, но не «Долины», которые у него заменили «остров Аваллон». Неизвестный автор романа «Перлесво» заявляет, что его произведение - пересказ латинского текста, который был выполнен им в «доме христовом» на острове Аваллоне, где (по его словам) покоятся ныне Артур и Гвиневера. И здесь совершенно явно подразумевается Гластонбери. Впрочем, ни из того, ни из другого романа вовсе не следует, что они имели в виду что-то, кроме христианской легенды о тех незапамятных временах, когда еще активно проповедовали апостолы.

Идея о прибытии в Британию Иосифа Аримафейского впервые задокументирована в тексте, составленном монахами Гластонбери около середины XIII в. (возможно, ок. 1240). Согласно их версии, апостол Филипп послал в Британию двенадцать учеников во главе со своим другом Иосифом Аримафейским. Местный король остался глух к попыткам обратить его в христианство, однако позволил Иосифу и его людям обосноваться на затерянном среди болот Стеклянном острове. Здесь христиане выстроили церковь во славу Пресвятой Девы Марии. После смерти последнего из них место оставалось заброшенным до тех пор, пока в Гластонбери не прибыли миссионеры, посланные Папой Элевтиерием, которые восстановили Старую Церковь и основали новую общину из двенадцати отшельников, наследницей которой стало средневековое аббатство.

http://shot.photo.qip.ru/301rmG2.jpg
Руины Гластонберийского аббатства.

Эта история не только не является заимствованием из рыцарских романов, но она с ними даже несовместима. К тому же из нее совершенно не ясно, как именно связаны Иосиф - хранитель Грааля и Иосиф - основатель Гластонбери. В «Хронике, или Древностях церкви в Гластонбери», составленной в XIV в. монахом этого монастыря, цитируется в отрывках пророчество бретонского барда по имени Мелкин, которое как будто объединяет обе эти легенды. Тем не менее однозначного утверждения, что Иосиф привез Грааль в Гластонбери, так, похоже, и не было сделано ни в одном средневековом произведении. Впервые об этом недвусмысленно говорит только Теннисон в «Королевских идиллиях».

Официальная легенда вообще не упоминает Грааль. Аббатство никогда не предъявляло претензий на владение этим неортодоксальным талисманом, хотя и заявляло, что владеет некоторыми реликвиями страстей, включая несколько обломков креста, шип из тернового венца и часть стола Тайной Вечери. Легенда говорит лишь о том, что Иосиф Аримафейский был основателем Гластонбери. Это достаточно любопытно само по себе, поскольку этот персонаж, упоминаемый лишь в апокрифическом Евангелии от Никодима, обязан своей известностью именно романам о Граале, где он назван первым хранителем священного сосуда. Наиболее вероятно, что власти Гластонбери стремились создать вокруг аббатства ореол мистики и загадочности, не беря на себя при этом ответственности за столь неортодоксальную реликвию.

Позднее, в конце XIII в., в аббатстве была создана легенда, согласно которой Иосиф привез в Гластонбери взамен Грааля два небольших серебряных сосуда, в одном из которых была кровь, а в другом - пот Христа. Сосуды эти были опущены в могилу Иосифа, но никто не знает, где она находится.

Как только связь Иосифа Аримафейского с Гластонбери была одобрена церковным авторитетом, ничто уже не могло остановить народные поверья, перенесшие сюда же и сам Грааль. Смутные намеки на то, что чаша может находиться в Гластонбери, рассыпаны по литературным произведениям начала XIII в. Народный вариант легенды гласит, что Иосиф Аримафейский прибыл со своими последователями в Британию спустя тридцать лет после распятия Христа. Миссионеры привезли с собой Святой Грааль - чашу Тайной Вечери. Высадившись на юго-западном побережье, они вышли к болотам Гластонбери и остановились у подножия холма Гластонбери Тор. Здесь Иосиф воткнул в землю свой посох, который тут же пустил корни и покрылся листвой. Восприняв это как знак того, что они достигли цели своего путешествия, Иосиф и его последователи остались в Гластонбери и возвели Старую Церковь. Чтобы спасти Грааль от глаз язычников, Иосиф закопал его где-то у подножия холма Гластонбери Тор.

Существует также уэльская легенда о том, что Грааль не был ни спрятан, ни похоронен вместе с Иосифом, а тайно хранился в аббатстве. Когда аббатство было разрушено, Грааль удалось скрыть в небольшом цистерианском монастыре Страта Флорида в Кардигане (Центральный Уэльс). Когда через год был распущен и этот монастырь, некоторых монахов приютила семья, жившая в местечке Нантеос возле Эбериствита. Последний из монахов перед смертью передал Грааль на сохранение главе семейства, рассказав ему, что глоток из этой чаши способен излечить любую болезнь. Несколько поколений чаша хранилась в Нантеосе. Это был не золотой сосуд, усыпанный драгоценными камнями, а небольшая и очень простая деревянная чашка (какой, по логике вещей, и должна быть чаша Тайной Вечери). Ее чудотворная сила была хорошо известна местным жителям; однако из страха перед англиканской церковью они стремились не допустить того, чтобы это знание вышло за пределы Уэльса. (Данная легенда не могла возникнуть ранее середины XVI в., скорее всего она относится к еще более позднему времени).

В последний раз в артуровском романе Гластонбери возникает в конце «Смерти Артура» Мэлори. После смерти Артура Ланселот и другие пережившие битву удаляются в Гластонбери, чтобы вести отшельническую жизнь между двух лесистых холмов возле аббатства. Описание Мэлори относится, очевидно, к небольшой лощине между Гластонбери Тор и примыкающим к нему Холмом Чаши.

В 1539 г. Генрих VIII распустил аббатство, и последний его аббат Ричард Виттинг, осужденный по сфабрикованному обвинению, был повешен. Некоторое время аббатство являлось собственностью короны, а затем перешло в частные руки. На протяжении нескольких столетий владельцы разбирали и распродавали строения как камень до тех пор, пока от аббатства практически ничего не осталось. В 1908 г. землю приобрела англиканская церковь, и руины аббатства были тщательно законсервированы.

Кедбери-Касл

http://shot.photo.qip.ru/301rmO3.jpg
Укрепление в Южном Кедбери, Сомерсет, Англия

Крупное таинственное укрепление эпохи железного века, известное под названием Кедбери-Касл, является, как думают не­которые, мистическим местом, где располагался замок Камелот короля Артура. Холм расположен более чем в 150 м над уровнем моря, и с его вершины можно увидеть тор (скалистую вершину) в Гластонбери, на расстоянии 12 миль.

http://shot.photo.qip.ru/101rmNN.jpg

Связь между артуровской легендой и Кедбери-Касл восходит к 1542 г., когда историк Джон Лиленд писал: «На самой окраине у церкви Южного Кедбери стоит Ка­мелот, некогда знаменитый город или замок… Тамошние жители ничего о нем не знают, кроме того, что Артур часто приезжал в Камелот».

Согласно таинственной легенде, холм пуст внутри, а в пещере за золотыми дверями спят Артур и его рыцари, временами пробуждаясь, покидая крепость и выезжая в полном во­оружении. Говорят, что если с Англией случится беда и страна окажется в сложном положении, то Артур и его мистическое войско выйдут, чтобы защитить королевство.

Но что бы ни скрывалось за таинственной легендой, археологиче­ские находки подтвердили, что в VI в., то есть во времена легендарного короля бриттов, на этом месте находилось реальное укрепление. Ни одного подобного сооружения периода правления короля Артура на территории в Бри­тании больше найдено не было.

http://shot.photo.qip.ru/301rmNR.jpg

Местное мистическое предание утверждает, что каждые семь лет — вечером в середине лета (или ночью, или в сочельник это зависит от рассказчика) — открывается дверь на скло­не холма, и всадники на лошадях направляются в церковь Саттон-Монтис, где пьют из родника. В 1930-х гг. некий школьный учитель и его друг якобы видели эти привиде­ния. Однажды поздно вечером, проезжая мимо холма, эти двое заметили загадочные яркие огни, медленно двигавшиеся по скло­ну. Они остановились, чтобы разглядеть их, и обнаружили отряд вооруженных всадников, к концам пик которых были прикреплены факелы. Отряд галопом ускакал во тьму и исчез. Таких очевидцев мало — чаще наши современники просто слышали стук копыт Артуровых воинов.

Легенда эта удивительно живучая. Еще в викториан­скую эпоху, когда были предприняты первые раскопки, местный житель с тревогой спросил, не собираются ли археологи потревожить короля.

http://shot.photo.qip.ru/101rmNY.jpg

Раскопки не потревожили короля, зато дали возмож­ность сделать любопытные открытия. Таинственная крепость была от­строена в период раннего средневековья: валы укреплены камнями, взятыми из разрушенных римских зданий. Были обнаружены датируемые V или VI вв. остатки большого зала для пиршеств, построенного из дерева, размеры ко­торого составляли примерно девяносто на десять метров.

Еще одним интересным открытием явилась незавершен­ная саксонская церковь, относящаяся к периоду, когда крепость была одним из оборонительных форпостов ко­роля Этельреда Неготового.

Такая роскошная постройка крупных размеров, веро­ятнее всего, принадлежала важному военачальнику или королю. Поскольку Кедбери-Касл расположен в преде­лах древнего королевства Думнония, вероятно, он был столицей местных правителей. Указание на это содержится в названии крепости — Кедбери может означать «кре­пость Кедо», где Кедо — имя думнонийского короля на­чала VI в.

http://shot.photo.qip.ru/301rmNS.jpg

Когда Лиланд назвал Кедбери Камелотом, он выбрал. единственное место в Британии, совпадавшее с описани­ем из легенды по внешнему виду и построенное в тот период. Вряд ли это была просто счастливая догадка, ско­рее всего он пересказывал местное мистическое предание, которое имело под собой реальные основания. Многие факты были подтверждены Камелотским исследовательским обще­ством, которое под руководством Лесли Алкока проводи­ло раскопки в конце 1960-х годов.

Единственное дошедшее до нас письменное свидетель­ство V в. представляет Британию как территорию, засе­ленную разными племенами, часто враждовавшими друг с другом, а поздние кельтские памятники повествуют о многочисленных битвах против завоевателей-саксов и о войске под командованием Артура. Считается, что кре­пость Кедбери имела выгодное местоположение для за­щиты юго-востока Британии и могла быть тем местом, откуда Артур вел войско для решающей битвы у горы Бадон, сражения, которое действительно произошло, но где — до сих пор точно не установлено.

Лондиниум
Завоевав остров Британия, римляне стали обустраивать его южную часть: раскинулась сеть дорог, были воздвигнуты несколько укреплённых пунктов, в числе которых был и Лондиниум. 

Когда Римские легионеры в 43 году до нашей эры высадились в устье Темзы, то дабы переправляться на другой её берег, они выстроили мост, а на северном береге реки обосновали лагерь, на месте которого вскоре выросло поселение под названием Лондиниум. Этот городок стал центром страны, благодаря выгодному положению. Ведь все корабли, приплывавшие на острова, входили в устье Темзы, что способствовало развитию торгово-экономических связей с континентальной Европой. Во II веке город обнесли каменной стеной, укрепление окружало площадь на много больше размеров селения. Лондон дорос до этих стен лишь в XII веке! В 410 году римские войска ушли, оставив большое наследие в виде сети дорог, развитых городов и многого другого. Их уход не пошёл на пользу Лондону, город пришёл в упадок, здания разрушались, а торговля застыла.

0

3

Упоминание географических мест (по Мэлори)

В Шервудском лесу возле замка Бедгрейн Артур после битвы с 11-ю королями встретил Мерлина в облике простолюдина.

В город Сурхот (владения короля Уриенса) остановились после битвы 11 королей, здесь узнали о нашествии на свои земли 40-ка тыс. сарацинов.

В город Виндесан посадили 11 королей короля Нантреса Гарлотского с четырьмя тысячами рыцарей караулить на воде и на суше

Аббатство Доброй Удачи - этот монастырь выстроил король Артур на месте сражения с 5-ю королями и победы над их трехтысячным войском.

Уотлингская дорога [Watling Road; Watling Street] - северо-западная римская дорога в Британии, которая вела от Дубриса (Дувр) до Лондиниума (Лондон) и Веруламия (Сент-Олбанс), а оттуда до Дева (Честер). Значительная часть ее была построена ок. 60-70 гг. н.э. для движения от Фосс-Уэя на Север.

Карлайль - Мэлори говорит о том, что король Артур держал двор в этом городе, но мы остановились на наиболее вероятном с исторической точки зрения месте существования замка Камелот - Кедбери-Касл (укрепление в Южном Кедбери), Сомерсет.
Кедбери-Касл

Сандуич (Кент) - древний порт Британии, находится на полноводной реке Stour. Первое письменное упоминание о Сандуиче было около 664 г. н.э.

Суассон - в кельтскую эпоху Суассон был известен как главный город племени свессонов и назывался Новиодунум или Аугуста Суессионум. По преданию, в римском Суассоне занимались башмачным ремеслом братья Криспиниан и Криспин, во время гонения на христиан в 287 г. принявшие мученическую смерть и впоследствии признанные святыми. По инициативе римского императора Майориана в 451 г. город превратился в центр реорганизованной в административном отношении северной Галлии, получившей название Суассонская область.
В 464—486 гг. под предводительством Сиагрия город и область превращается в последний фортпост галло-римской государственности в борьбе с германскими захватчиками. В 486 г. германский предводитель Хлодвиг разбил здесь римского полководца Сиагрия. В 511 г. Суассон стал главным городом Нейстрии.
СА: "Но король об их выступлении был тайно предупрежден, и он поспешил со своими людьми в Суассон и там успел засесть в славных замках и укрепленных городах."

В замок Чэриот отвезли четыре королевы найденного спящим под яблоней и усыпленного Моргейной глубоким сном Ланселота.

Лес Броселиа́нд - сказочный лес, прототипом которого стал самый большой лесной массив Бретани лес Пемпон (в 30 км от города Ренн). Броселианд известен в первую очередь как место действий средневековых легенд о короле Артуре, в том числе романа Кретьена де Труа «Ивэйн, или Рыцарь со львом».

В Броселианде находятся:
* потайной мост, на котором Нимуэ призналась волшебнику Мерлину в любви и растворилась в облаках
* Долина без возврата, куда фея Моргана ссылала всех неверных рыцарей, и лишь Ланселот смог разрушить чары
* Золотое дерево — каштан, покрашенный золотой краской и окружённый пятью чёрными деревьями
* озеро Компер, где Вивьен воспитала Ланселота в подводном замке
* Зеркало фей — озеро, в котором феи стирали белье
* Источник молодости

Также многие мегалиты в лесу связаны с легендами о короле Артуре:
* Могила Мерлина, где собираются фанаты легенд о рыцарях Круглого стола
* Сад монахов
* Дом Вивьен
* Могила гигантов

Прочие достопримечательности:

* дуб Гильотэн — пустое дерево, в которое помещаются до 10 человек
* церковь Треорентек, сочетающая христианскую символику с элементами артурианы



...
http://s15.rimg.info/2e693b8396a5dfe5baf6fbab573fba14.gif

0


Вы здесь » Camelot: Credendo Vides » У ворот Города » География


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC